
СПЕЦИАЛЬНЫЙ АУКЦИОН В ПОДДЕРЖКУ ЖУРНАЛА ЗВЕЗДА
Аукционный дом «12й стул» проведет 29 июля 2025 года специальный аукцион в поддержку журнала Звезда. Это уже третий по счёту аукцион в поддержку журнала и предыдущие два позволили продолжить издание и пересечь рубеж столетия "Звезды".
67 выставленных на торги лотов связаны не только с легендарным журналом, но и вообще, с историей русской литературы и поэзии XX века. Все лоты стартуют с отметки 1000 рублей.
Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», 100 лет подряд без перерыва. Издание не останавливала ни блокада Ленинграда, ни сталинско-ждановский разгром 1946 года, ни инфляция и общее понижение интереса к словесности в последние годы.
Подобные «Звезде» ежемесячные журналы стали в самом прямом смысле слова русским национальным достоянием, отличительным признаком русской культуры, сохранившим свое назначение и в те времена, когда зарубежные издания такого рода в основном утратили завоеванные ими в прошлом высоты.
Когда частная издательская деятельность в России была прекращена, в 1923 — 1924 годы работу «Звезды» организовал представительный деятель Наркомата иностранных дел Иван Майский. Организовал превосходно — по всем «диалектическим» законам. В первом же номере он напечатал и М. Горького, и вернувшегося на родину Алексея Толстого, и уехавшего Владислава Ходасевича, и других ярких авторов.
В числе постоянных авторов «Звезды» того времени — Борис Пильняк и Юрий Тынянов, Николай Клюев и Осип Мандельштам, Константин Вагинов и Николай Заболоцкий, Леонид Леонов и Ольга Форш, Борис Пастернак и Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий и Вениамин Каверин… Имена Ахматовой и Зощенко называть не приходится — благодаря им журнал приобрел известность в общемировом культурном пространстве.
Выходила «Звезда» и в годы блокады. Хотя после самого громкого и самого позорного за всю историю советской культуры «Постановления о журналах “Звезда” и “Ленинград”» 1946 года, инспирированного Сталиным и «проведенного в жизнь» Ждановым, наступили несколько тяжелых, в смысле творческих достижений, лет. Но после 1956 года снова появились на страницах журнала и Ахматова и Зощенко.
Последние годы ХХ века оказались особенно бурными: стали появляться неведомые прежним советским читателям философы, Николай Бердяев, о. Сергий Булгаков, в самых разнообразных жанрах Владимир Набоков, проза и публицистика Александра Солженицына, выступления Андрея Сахарова… И, конечно, новые ленинградские, теперь уже петербургские, авторы, такие как поэт Александр Кушнер и прозаик Валерий Попов.
Конец ХХ века и нынешний успех «Звезды», несомненно, связан с именем Нобелевского лауреата Иосифа Бродского. С редакцией «Звезды» и с рядом ее авторов Бродский был связан и творчески, и лично.
«Звезде» уже больше 100 лет.
Она перешагнула рубеж столетия и это важное свидетельство неистребимости русской культуры, ее неподвластности «бурям века», какими бы леденящими они ни были.
Жизнь идет, обстоятельства меняются. Но просвещенный читатель остается со своим журналом. И читателей этих сотни тысяч в интернете. И «Звезда» должна жить, чтобы по великой отечественной традиции «сеять разумное, доброе, вечное».
Спасибо друзьям «Звезды», а также музеям и книголюбам, которые уже два раза существенно помогли журналу – поможем и в третий.
.
Редакция журнала Звезда
Среди лотов:
-
Рисунки Иосифа Бродского,
-
8 авторских машинописей Сергея Довлатова с автографами, в том числе для невышедшей книги,
-
Фотографии Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Виктора Некрасова, Артура Миллера.
-
Автографы, письма и открытки Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Дмитрия Бобышева, Евгения Рейна, Анатолия Наймана, Якова Гордина, Андрея Арьева, Дмитрия Лихачева, Нины Берберовой, Виктора Сосноры, Юны Мориц, Зинаиды Шаховской, Людмилы Петрушевской, Александра Флоренского.
Аукцион состоится 29 июля 2025. Регистрация: 18.30. Начало: 19.00 (мск).
Заказ каталогов, телефонные торги, заочные биды, дополнительная информация:
+7-499-404-12-12, 12@12auction.ru
Контакты для СМИ: 12@12auction.ru
Контакт для музеев: 8-967-214-04-44
ТОПЛОТЫ

ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ АУКЦИОНА
Для участия онлайн рекомендуем воспользоваться системой Бидспирит:
Электронный каталог: https://12auction.com/auction/
Электронный каталог в системе Бидспирит Live Bid: https://ru.bidspirit.com/ui/houses/12stulauction
ЗВЕЗДА КАК ЗЕРКАЛО СТОЛЕТИЯ
"ЗВЕЗДА" КАК ЗЕРКАЛО СТОЛЕТИЯ.
В декабре 1923 года был готов первый номер журнала "Звезда".
Этому журналу суждено было пройти со страной ее столетний тернистый путь, сконцентрировав в своей судьбевесь драматизм послереволюционной эпохи— пережить террор, блокаду, травлю, и в конечном счете сберечь русскую литературную традицию.
Сам факт возникновения первого официального литературно-общественного журнала и момент его возникновения не были случайными.
В 1921 году при резкой смене экономической политики изменилась и общественная атмосфера.И те русские интеллигенты, кто уцелел в годы красного террора, не умер от голода,не эмигрировал и не был сослан, сделали отчаянную попытку занять свое место в культурном процессе.
Это был момент надежды.
Это части интеллигенции нужен был рупор — средство обращения к обществу. За ней была великая традиция русских журналов.
И в начале 1922-го года стали выходить "Литературные записки", литературно-общественный и критико-библиографический журнал. Частный журнал. Издавал его Борис Осипович Харитон, журналист, издатель, высокоуважаемый в литературном мире.
Этот журнал можно считатьпервым прямым предшественником "Звезды" как по составу авторов, так и по структуре.
В частности "Литературные записки" сразу же стали публиковать мемуары - воспоминания С. Ю. Витте, воспоминания Андрея Белого о Блоке. А в №3 был представлен непривычный жанр: "Серапионы" — Слонимский, Каверин, Николай Тихонов, Зощенко и другие , — представили читателям свои автобиографии.
В том же 1922 году, осенью, большевики стали, по выражению Ленина, "очищать Россию" — высылать ученых, писателей, философов, в лояльность которых они не верили.
Был выслан и Харитон. "Литературные записки" прекратили свое существование.
Но потребность в независимом от власти печатном органе была так велика, что сразу же был задуман новый журнал.
В мае 1924 года стал выходить "Русский современник"
"Очистить" Россию от талантливых людей удалось только отчасти.
В "Русском современнике", главными организаторами которого были Евгений Замятин и Корней Чуковский, собрались лучшие литературные силы — Ахматова, Сологуб, Клюев, Леонид Андреев, Пильняк, Бабель... Горький, который патронировал журнал, опубликовал там первый полный вариант своего очерка "Владимир Ильич Ленин".
Вышло четыре номера. А в январе 1925 года внезапно арестован был главный редактор АлександрНиколаевич Тихонов (Серебров), уважаемый старый писатель. Журнал закрылся.
Но власть уже поняла, что придется включиться в процесс и противопоставить сомнительной "самодеятельности" свою — государственную — инициативу.
С января 1924 года — параллельно с "Русским современником" — стал выходить журнал "Звезда". И состав авторов этого официального журнала удивительным образом пересекался с авторским составом "Литературных записок" и "Русского современника".
Среди большевистских лидеров тогда еще были люди с хорошим литературным вкусом, которые понимали цену "пролетарской литературе".
В первых номерах "Звезды"представлены были Алексей Толстой, Мандельштам, Клюев, Слонимский, Каверин, Федин, Пильняк, Николай Тихонов...Как и в двух погибших журналах, можно сказать, авторский костяк составляли "Серапионовы братья".
Если критический отдел "Русского современника" украшали имена Шкловского, Тынянова, Эйхенбаума, то они же украшали и соответствующие отделы "Звезды".
В этом была ясная закономерность. Так же как в составе главных редакторов "Звезды" и их судьбах.
Первым главным редактором, давшим мощный импульс дальнейшему существованию журнала, был Иван Михайлович Майский, человек с весьма нетривиальной биографией.
Исключенный за левые взгляды из Петербургского университета, где он учился на историко-филологическом факультете, уже будучи в эмиграции окончил экономический факультет Мюнхенского университета. Затем долго жил в Англии. В совершенстве владел немецким и английским языками. Принимал участие в революции 1905 года. Снова эмигрировал. Вернувшись в 1917 году, сотрудничал с Временным правительством, боролся с большевиками в составе КОМУЧа - Комитета членов Учредительного собрания, поднявших в 1918 году мятеж в Самаре. После двух лет приключений и злоключений порвал и с меньшевиками, и с эсерами, и решительно встал на сторону большевиков.
С 1920 года он делал успешную дипломатическую карьеру.
Есть объяснение этому на первый взгляд странному обстоятельству — почему организатором первого государственного литературно-общественного журнала назначен был этот интеллигент-европеец с сомнительным политическим прошлым.
В 1923 году в Политбюро ЦК ВКП(б) состояли и были влиятельны — Троцкий,читавший на заседаниях Политбюро французские романы, Бухарин. поклонник Мандельштама и Пастернака.
Наркомом просвещения был Луначарский, учившийся в киевской гимназии вместе с Бердяевым и пополнивший свое образование в университете Цюриха.
В августе 1923 года вышла книга Троцкого "Литература и революция". В этой книге, свидетельствующей о прекрасном знании Троцким современного литературного процесса, в разделе "Литературные попутчики революции" фигурировали и "Серапионовы братья", и Клюев, и Пильняк. Те, кого мы видим в первых номерах "Звезды".
Собственно, создание "Звезды" было реализацией принципиального тезиса Троцкого: "Область искусства не такая, где партия призвана руководить. Онаможет идолжна ограждать, содействовать и лишь косвенно — руководить. Она может и должна оказывать условный кредит своего доверия разным художественным группировкам, искренне стремящимся ближе подойти к революции, чтобы помочь ее художественному оформлению".
Это и была концепция, лежавшая в основе создания "Звезды", журнала для "попутчиков" и этим продиктован выбор главного редактора.
Ни в коем случае не нужно идеализировать Троцкого и считать его противником партийного контроля за литературой. Просто в тот момент он считал рациональным произвести некий эксперимент.
Троцкого восторженно поддержал Луначарский, одной из задач которого и было привлечь насторону власти "нейтральных"писателей.
Сразу после выхода книги Троцкого он писал в статье, опубликованной в журнале "Печать и революция": "За малым исключением книга является сильным подтверждением тех положений, которые я проводил в последние годы в собственных моих теоретических и публицистических работах, а также, насколько это возможно, и в моей общественной деятельности".
Луначарский еще усиливает "либеральность" Троцкого, заявляя, что "власть в отношении искусства страдает тремя болезнями": "болезнью левизны, болезнью правоты и болезнью прямоты".
Он презрительно отзывается о тех представителях "пролетарской литературы", которые страдают "пролетчванством", "еще ничего не сделав, ничего не создав, уже считают, что с них начинается история культуры".
Он с удовольствием приводит мнение Троцкого о "Серапионах": "Они всасывают в себя достижения дореволюционных школ, без чего вообще не может быть движения вперед". Это о тех самых "попутчиках", которыев значительной степени составляли художественный костяки "Литературных записок", и "Русского современника", и "Звезды".
Для того, чтобы точно восстановить обстоятельства возникновения "Звезды", необходимы архивные розыскания в фондах ЦК ВКП(б). Но сейчас нам важна атмосфера 1923 года, когда был задуман определенный типофициального советского журнала для "попутчиков" и для "остовитян" , как Троцкий с Луначарским называли писателей, еще более далеких от власти, чем "попутчики", но которых надеялись вовлечь в культурное строительство. Так в №1 "Звезды" появился Андрей Белый, а в №2 Федор Сологуб.
В июне 1925 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". Егоосновными авторами были Бухарин и Луначарский.
В нем говорилось: "По отношению к "попутчикам" необходимо иметь в виду :1). Их дифференцированность; 2). значение многих из них как квалифицированных "специалистов" литературной техники; 3). как наличность колебаний средиэтого слоя писателей. Общей директивойдолжна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним, то есть, такого подхода, которыйобеспечил бы все условиядля возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии".
По сути, это было обоснование эксперимента со "Звездой".
Состав первых номеров журнала был своеобразен — в значительной своей части ориентирован на Запад.
Первый номер открывался очерком только что вернувшегося из эмиграции Алексея Толстого "Парижские олеографии". Прозу представляли перевод популярного французскогописателя Жоржа д’Эспарбеса — серия новелл "Лики революции" (имелась ввиду Великая Французская революция) и повесть "Серапиона" Николая Никитина.
Значительную часть отдела поэзии занимали переводыиз Хосе Марии Эредиа.
Был введен специальный раздел "За рубежом", в котором Майский из номера в номер публиковал свои международные обзоры.
Со второго номера началась публикация переводов Мандельштама из Барбье.
Публиковались переводы из Гейне, Верфеля, Эптона Синклера,и так далее.
С №4 густо пошли другие"Серапионы" — Николай Тихонов, Слонимский, Федин, Каверин...
В №5 появилась поэма Есенина "Песнь о великом походе".
С января 1927 года из номера в номер Тынянов публикует пророческий роман "Смерть Вазир - Мухтара".
В том же январе 1927 года другая публикация "Звезды" вызвала политический скандал. Но об этом позже…
Можно с уверенностью предположить, что суровая, а иногда трагическая судьба "Звезды" была предопределена обстоятельствами ее возникновения, ибо изначально по воле этих обстоятельствжурнал оказался в невольной оппозиции к Сталину, совершавшему в это время внутрипартийный переворот.
Сталин с его цепким взглядом и злой прагматической памятью, без всякого сомнения, помнил, что "Звезда", возникшая в подозрительном Ленинграде, была детищем культурной политикиТроцкого, Бухарина и сомнительного по своей позиции Луначарского.
В это время именно в Ленинграде формировалась антисталинская оппозиция и два главных (ответственных) редактора, сменившие Майского,оказались отнюдь не на стороне Сталина.
Георгий Ефимович Горбачев и Петр Григорьевич Петровский, руководившие "Звездой" четыре очень важных года, быликультурными деятелями, характерными для исторического момента.
Горбачев, родившийся в 1897 году, окончивший гимназию, учившийсяна историко-филологическом факультете Петербургского университета,ушел на фронт. В 1917 году решительно примкнул к большевикам, во время Гражданской войны на высоких комиссарских постах. Близко сошелся с Троцким. После войны счел нужным закончить университет.
Петровский родился в 1899 году, тоже окончил гимназию, но дальнейшее образование проходил на фронтах Гражданской войны — в свои 19-20 лет ответственный политработник и не менее ответственный военный чекист.
Оба пришли из армейской политноменклатуры, подотчетной Троцкому.
Это были "молодые волки", прошедшие войну и верившие в себя.
И оба ушли в антисталинскую оппозицию. Таков был всход "Звезды".
В мае 1926 года разразился громкий и опасный политический скандал после публикации в №5 "Нового Мира" повести Бориса Пильняка "Повесть о непогашенной луне". Это была история фактического убийства по приказу Сталина популярного в армии Фрунзе, сменившего Троцкого на посту главкома.
Политбюро оценило публикацию как "злостный контрреволюционный клеветнический выпад против ЦК и партии". Номер был изъят и переброшюрован.
Московский опыт не предостерег руководство ленинградского журнала.
В январе 1927 года в первом номере "Звезды"кроме "Смерти Вазир -Мухтара" напечатана была поэма Клюева "Деревня".
Эта публикация была оценена как "откровенная антисоветская декларацияозверевшего кулака".Поэма и в самом деле была не только антисоветская, но и угрожающая.
Номер был изъят.
Вспомним — это было время подъема "ленинградской оппозиции", когда некоторые ее участники ушли на нелегальное положение и занялись распространением антисталинских листовок.
Эти два политически напряженных года — 1927-й и 1928-й— время редакторства Петровского были богаты на звучные имена. Год открывался письмами Ленина к М. Горькому. А затем —Алексей Толстой, Тынянов, Эйхенбаум, Мандельштам, Пастернак, Пильняк (после скандала с "Новым Миром"!), Николай Тихонов, Федин, Каверин, Лавренев, Слонимский, Константин Вагинов с фрагментами романа "Козлиная песнь", весьма далекого от коммунистической идеологии, молодой Борис Корнилов...
Трудно сказать, что руководило двадцативосьмилетним военным чекистом, но Петровскому не откажешь не только в литературном вкусе, но и решительности.
В 1932 году он подписал самоубийственное обращение к партии неукротимого большевика Мартемьяна Рютина с призывом "устранить Сталина".
Через год — в мае 1933 года при другом ответственном редакторе — скромном литераторе Георгии Еремеевиче Белицком , — журнал предлагает читателям последнюю публикацию Мандельштама " Путешествие в Армению".
Неудивительно, что по числу репрессированных главных редакторов "Звезда" далеко обгоняет другие журналы…
Горбачев был расстрелян в 1937 году.
Петровский, пройдя пытки, тюрьмы и лагеря, получил свою пулю в 1941-м.
Белицкий занимал этот опасный пост с 1932-го по 1936-й, одновременно возглавляя сценарный отдел Ленфильма.
В 1937-м он был арестован и через год расстрелян по обвинению в "террористической деятельности" и "подрыве государственной промышленности и транспорта" (?!).
Сменивший его агрессивный марксист Анатолий Ефимович Горелов вскоре был арестован и отправлен в ссылку. Он уцелел — единственный из этой плеяды.
Затем сменилось несколько редакторов, пока в 1944 году переживший блокаду журнал не возглавил Виссарион Саянов, при котором в августе 1946 года не разразилась катастрофа, принесшая"Звезде" мировую известность.
При помощи верного Жданова Сталин сполнаотыгрался на подозрительном ленинградском издании, выбрав из авторов "Звезды" "первую леди" русской поэзии Анну Ахматову и народного любимца Зощенко.
Ахматова оказалась "взбесившейся барынькой", а боевой офицер, командир роты в Первую мировую, кавалер четырех орденов Зощенко "подонком и трусом".
Ни один журнал не подвергался такому яростному поношению, как "Звезда" в знаменитом августовскомпостановлении ЦК ВКП(б).
При этом убивать журнал Сталин не стал. Он оставил его как символ своего всевластия и предостережение всей послевоенной интеллигенции. И не только ей. Расправа со "Звездой" стала прологомнового периода кровавых репрессий и идеологической чистки...
В нашу задачу не входит написание полной биографии "Звезды". Нам важно показать здесь, как отразилось в этом безжалостно отполированном суровой эпохой зеркалепрошедшее столетие.
После нескольких десятилетийменее выразительного, но не бессмысленного существования,журнал с конца 1980-х годов продолжил ту миссию, к которой он волею обстоятельств был призван с момента своего возникновения.
Не только имена,возвращенные из насильственного забвения, имена лучших людей русской литературы в изгнании ( в том числе никогда не публиковавшиеся тексты), но и новые высоко значимые для нашей культуры имена появились на страницах "Звезды".
Именно в "Звезде" Солженицын опубликовал значительную часть "Красного колеса",начиная с первого романа "Август четырнадцатого" и заканчивая конспектом ненаписанных романов.
В том же 1990 году "Звезда" явила читателям воспоминания генерала Петра Григоренко.
Благодаря давним дружеским связям, не прерывавшимся в самые темные времена, постоянными авторами журнала стали Иосиф Бродский и Сергей Довлатов.
Имя Иосифа Бродского для журнала глубоко значимо. И отнюдь не только по причинам чисто человеческим.
Стихи Бродского, исследование его творческой работы, а после его ухода и сохранение памяти о нем, — одна из составляющих той гуманистической миссии, которую выполняет "Звезда" в российской культуре.
С девяностых годов выходят тематические номера, посвященные Бродскому и представляющие несомненную научную ценность.
Только в "Звезде" истинные ценители творчества Нобелевского лауреата могут прочитать важнейшие, но нигде более не опубликованныеего тексты, такие, как грандиозная "Столетняя война" (№1, 1997)и необходимый для понимания раннегоего периода "большое стихотворение" "Ручей" (№5, 2020)
"Звезда" перешла рубеж столетия.
И это - важное свидетельство неистребимости русской культуры, ее неподвластности "бурям века", какими бы леденящими они ни были.
Жизнь идет, обстоятельства меняются. Но просвещенный читатель остается со своим журналом. И читателей этих сотни тысяч в интернете. И "Звезда" должна жить, чтобыпо великой отечественной традиции "сеять разумное, доброе, вечное".
Редакция журнала Звезда
Аукцион состоится 29 июля 2025. Регистрация: 18.30. Начало: 19.00 (МСК).
ПДФ-каталог - по ссылке
Каталог онлайн и участие - по ссылке
Заказ каталогов, телефонные торги, заочные биды, дополнительная информация: +7-499-404-12-12
Контакты для СМИ: 8-916-939-52-85


















