top of page

 СПЕЦИАЛЬНЫЙ АУКЦИОН В ПОДДЕРЖКУ ЖУРНАЛА ЗВЕЗДА 

Аукционный дом «12й стул» проведет 31 мая 2023 года специальный аукцион в поддержку журнала Звезда. 35 выставленных на торги лотов связаны не только с легендарным журналом, но и вообще, с историей русской литературы и поэзии XX века. Все лоты стартуют с отметки 1000 рублей.

Средства, вырученные в результате аукциона, будут направлены журналу «Звезда» для обеспечения работы редакции и выхода новых номеров. Помочь преодолеть обстоятельства, продолжить жизнь журнала, которому исполняется 100 лет, – по сути, может каждый любитель литературы, поэзии и истории.

В январе 2024 года «Звезда» — старейший «толстый» литературный журнал России — празднует свое 100-летие. Издается он в Петрограде — Ленинграде — Санкт-Петербурге с января 1924 года. С 1924 по 2014 год в нем опубликовано не меньше 20000 произведений более 10000 авторов. Никакая отечественная литературная энциклопедия не охватывает столь обширный культурный пласт.
Из всех журналов, когда-либо издававшихся в северной столице со дня ее основания, ни один не выходил, подобно «Звезде», 100 лет подряд без перерыва.


Издание не останавливала ни блокада Ленинграда, ни сталинско-ждановский разгром 1946 года, ни инфляция и общее понижение интереса к словесности в последние годы.
 

Подобные «Звезде» ежемесячные журналы стали в самом прямом смысле слова русским национальным достоянием, отличительным признаком русской культуры, сохранившим свое назначение и в те времена, когда зарубежные издания такого рода в основном утратили завоеванные ими в прошлом высоты.
Когда частная издательская деятельность в России была прекращена, в 1923 — 1924 годы работу «Звезды» организовал представительный деятель Наркомата иностранных дел Иван Майский. Организовал превосходно — по всем «диалектическим» законам. В первом же номере он напечатал и М. Горького, и вернувшегося на родину Алексея Толстого, и уехавшего Владислава Ходасе-
вича, и других ярких авторов.


В числе постоянных авторов «Звезды» того времени — Борис Пильняк и Юрий Тынянов, Николай Клюев и Осип Мандельштам, Константин Вагинов и Николай Заболоцкий, Леонид Леонов и Ольга Форш, Борис Пастернак и Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий и Вениамин Каверин… Имена Ахматовой и Зощенко называть не приходится — благодаря им журнал приобрел известность в обще-
мировом культурном пространстве.


Выходила «Звезда» и в годы блокады. Хотя после самого громкого и самого позорного за всю историю советской культуры «Постановления о журналах “Звезда” и “Ленинград”» 1946 года, инспирированного Сталиным и «проведенного в жизнь» Ждановым, наступили несколько тяжелых, в смысле творческих
достижений, лет. Но после 1956 года снова появились на страницах журнала и Ахматова и Зощенко.

 

Последние годы ХХ века оказались особенно бурными: стали появляться неведомые прежним советским читателям философы, Николай Бердяев, о. Сергий Булгаков, в самых разнообразных жанрах Владимир Набоков, проза и публицистика Александра Солженицына, выступления Андрея Сахарова… И, конечно, новые ленинградские, теперь уже петербургские, авторы, такие как поэт Александр Кушнер и прозаик Валерий Попов, чьи произведения, подаренные «Звезде», представлены на этом аукционе.
 

Конец ХХ века и нынешний успех «Звезды» несомненно связан с именем Нобелевского лауреата Иосифа Бродского, чьей памяти во многом и посвящен сегодняшний аукцион. С редакцией «Звезды» и с рядом ее авторов Бродский был связан и творчески и лично.

Естественно, что одно из первых полуофициальных писем из Нью-Йорка в Ленинград было направлено им 11 августа 1989 года в «Звезду» (оно выставлено на аукционе вместе с заверенными его рукой и с его правкой приложенными к письму произведениями «Представление» и «Посвящается позвоночнику»).

В 1989 году в юбилейном номере к 100-летию Ахматовой уже были напечатаны его стихи «Утренняя почта для А. А. Ахматовой…» и др. С тех пор его произведения появляются в «Звезде» ежегодно, также
и после его кончины, часто даже дважды в году — в месяц рождения и в месяц кончины, как, например, и в этом году.

"Звезда" приближается к своему столетию.
Она должна дойти до этого рубежа и перешагнуть его. И это будет важным свидетельством неистребимости русской культуры, ее неподвластности "бурям века", какими бы леденящими они ни были.
Жизнь идет, обстоятельства меняются. Но просвещенный читатель остается со своим журналом. И читателей этих сотни тысяч в интернете. И "Звезда" должна жить, чтобыпо великой отечественной традиции "сеять разумное, доброе, вечное".
 

Редакция журнала Звезда

https://zvezdaspb.ru/

Аукцион состоится 31 мая 2023. Регистрация: 17.30. Начало: 18.00 (МСК).

Заказ каталогов, телефонные торги, заочные биды, дополнительная информация:
+7-499-404-12-12, 12@12auction.ru

Контакты для СМИ: 12@12auction.ru

Контакт для музеев: 8-967-214-04-44

Star_02_web_Page_01.jpg

 ТОПЛОТЫ 

 ЭЛЕКТРОННЫЙ КАТАЛОГ АУКЦИОНА 

PDF-каталог торгов.

Для участия онлайн рекомендуем воспользоваться системой Бидспирит:

Электронный каталог: https://12auction.com/auction/

 

Электронный каталог в системе Бидспирит Live Bid: https://ru.bidspirit.com/ui/houses/12stulauction

 ЗВЕЗДА КАК ЗЕРКАЛО СТОЛЕТИЯ 

Судьб и Миссия Звезды

 

"ЗВЕЗДА"  КАК ЗЕРКАЛО СТОЛЕТИЯ.
 
 

В декабре 1923 года был готов первый номер журнала "Звезда".
Этому журналу суждено было пройти со страной ее столетний тернистый путь, сконцентрировав в своей судьбевесь драматизм послереволюционной эпохи— пережить террор, блокаду, травлю, и в конечном счете сберечь русскую литературную традицию.
Сам факт возникновения первого официального литературно-общественного журнала и момент его возникновения не были случайными.


В 1921 году при резкой смене экономической политики изменилась и общественная атмосфера.И те русские интеллигенты, кто уцелел в годы красного террора, не умер от голода,не эмигрировал и не был сослан, сделали отчаянную попытку занять свое место в культурном процессе.
Это был момент надежды.
Это части интеллигенции нужен был рупор — средство обращения к обществу. За ней была великая традиция русских журналов.

 

И в начале 1922-го года стали выходить "Литературные записки", литературно-общественный и критико-библиографический журнал. Частный журнал. Издавал его Борис Осипович Харитон, журналист, издатель, высокоуважаемый в литературном мире.
Этот журнал можно считатьпервым прямым предшественником "Звезды" как по составу авторов, так и по структуре.
В частности "Литературные записки" сразу же стали публиковать мемуары - воспоминания С. Ю. Витте, воспоминания Андрея Белого о Блоке. А в №3 был представлен непривычный жанр: "Серапионы" — Слонимский, Каверин, Николай Тихонов, Зощенко и другие , — представили читателям свои автобиографии.

 

В том же 1922 году, осенью, большевики стали, по выражению Ленина, "очищать Россию" — высылать ученых, писателей, философов, в лояльность которых они не верили.
Был выслан и Харитон. "Литературные записки" прекратили свое существование.
Но потребность в независимом от власти печатном органе была так велика, что сразу же был задуман новый журнал.

В мае 1924 года стал выходить "Русский современник"
"Очистить" Россию от талантливых людей удалось только отчасти.
В "Русском современнике", главными организаторами которого были Евгений Замятин и Корней Чуковский, собрались лучшие литературные силы — Ахматова, Сологуб, Клюев, Леонид Андреев, Пильняк, Бабель... Горький, который патронировал журнал, опубликовал там первый полный вариант своего очерка "Владимир Ильич Ленин".
Вышло четыре номера. А в январе 1925 года внезапно арестован был главный редактор АлександрНиколаевич Тихонов (Серебров), уважаемый старый писатель. Журнал закрылся.
Но власть уже поняла, что придется включиться в процесс и противопоставить сомнительной "самодеятельности" свою — государственную — инициативу.
 

С января 1924 года — параллельно с "Русским современником" — стал выходить журнал "Звезда". И состав авторов этого официального журнала удивительным образом пересекался с авторским составом "Литературных записок" и "Русского современника".
Среди большевистских лидеров тогда еще были люди с хорошим литературным вкусом, которые понимали цену "пролетарской литературе".

В первых номерах "Звезды"представлены были Алексей Толстой, Мандельштам, Клюев, Слонимский, Каверин, Федин, Пильняк, Николай Тихонов...Как и в двух погибших журналах, можно сказать, авторский костяк составляли "Серапионовы братья".
Если критический отдел "Русского современника" украшали имена Шкловского, Тынянова, Эйхенбаума, то они же украшали и соответствующие отделы "Звезды".

В этом была ясная закономерность. Так же как в составе главных редакторов "Звезды" и их судьбах.

Первым главным редактором, давшим мощный импульс дальнейшему существованию журнала, был Иван Михайлович Майский, человек с весьма нетривиальной биографией.
Исключенный за левые взгляды из Петербургского университета, где он учился на историко-филологическом факультете, уже будучи в эмиграции окончил экономический факультет Мюнхенского университета. Затем долго жил в Англии. В совершенстве владел немецким и английским языками. Принимал участие в революции 1905 года. Снова эмигрировал. Вернувшись в 1917 году, сотрудничал с Временным правительством, боролся с большевиками в составе КОМУЧа - Комитета членов Учредительного собрания, поднявших в 1918 году мятеж в Самаре. После двух лет приключений и злоключений порвал и с меньшевиками, и с эсерами, и решительно встал на сторону большевиков.
С 1920 года он делал успешную дипломатическую карьеру.
Есть объяснение этому на первый взгляд странному обстоятельству — почему организатором первого государственного литературно-общественного журнала назначен был этот интеллигент-европеец с сомнительным политическим прошлым.

 

В 1923 году в Политбюро ЦК ВКП(б) состояли и были влиятельны — Троцкий,читавший на заседаниях Политбюро французские романы, Бухарин. поклонник Мандельштама и Пастернака.
Наркомом просвещения был Луначарский, учившийся в киевской гимназии вместе с Бердяевым и пополнивший свое образование в университете Цюриха.

В августе 1923 года вышла книга Троцкого "Литература и революция". В этой книге, свидетельствующей о прекрасном знании Троцким современного литературного процесса, в разделе "Литературные попутчики революции" фигурировали и "Серапионовы братья", и Клюев, и Пильняк. Те, кого мы видим в первых номерах "Звезды".

Собственно, создание "Звезды" было реализацией принципиального тезиса Троцкого: "Область искусства не такая, где партия призвана руководить. Онаможет идолжна ограждать, содействовать и лишь косвенно — руководить. Она может и должна оказывать условный кредит своего доверия разным художественным группировкам, искренне стремящимся ближе подойти к революции, чтобы помочь ее художественному оформлению".
Это и была концепция, лежавшая в основе создания "Звезды", журнала для "попутчиков" и этим продиктован выбор главного редактора.
Ни в коем случае не нужно идеализировать Троцкого и считать его противником партийного контроля за литературой. Просто в тот момент он считал рациональным произвести некий эксперимент.
Троцкого восторженно поддержал Луначарский, одной из задач которого и было привлечь насторону власти "нейтральных"писателей.
Сразу после выхода книги Троцкого он писал в статье, опубликованной в журнале "Печать и революция": "За малым исключением книга является сильным подтверждением тех положений, которые я проводил в последние годы в собственных моих теоретических и публицистических работах, а также, насколько это возможно, и в моей общественной деятельности".
Луначарский еще усиливает "либеральность" Троцкого, заявляя, что "власть в отношении искусства страдает тремя болезнями": "болезнью левизны, болезнью правоты и болезнью прямоты".
Он презрительно отзывается о тех представителях "пролетарской литературы", которые страдают "пролетчванством", "еще ничего не сделав, ничего не создав, уже считают, что с них начинается история культуры".
Он с удовольствием приводит мнение Троцкого о "Серапионах": "Они всасывают в себя достижения дореволюционных школ, без чего вообще не может быть движения вперед". Это о тех самых "попутчиках", которыев значительной степени составляли художественный костяки "Литературных записок", и "Русского современника", и "Звезды".


Для того, чтобы точно восстановить обстоятельства возникновения "Звезды", необходимы архивные розыскания в фондах ЦК ВКП(б). Но сейчас нам важна атмосфера 1923 года, когда был задуман определенный типофициального советского журнала для "попутчиков" и для "остовитян" , как Троцкий с Луначарским называли писателей, еще более далеких от власти, чем "попутчики", но которых надеялись вовлечь в культурное строительство. Так в №1 "Звезды" появился Андрей Белый, а в №2 Федор Сологуб.

В июне 1925 года было принято постановление Политбюро ЦК ВКП(б) "О политике партии в области художественной литературы". Егоосновными авторами были Бухарин и Луначарский.
В нем говорилось: "По отношению к "попутчикам" необходимо иметь в виду :1). Их дифференцированность; 2). значение многих из них как квалифицированных "специалистов" литературной техники; 3). как наличность колебаний средиэтого слоя писателей. Общей директивойдолжна здесь быть директива тактичного и бережного отношения к ним, то есть, такого подхода, которыйобеспечил бы все условиядля возможно более быстрого их перехода на сторону коммунистической идеологии".
По сути, это было обоснование эксперимента со "Звездой".

 

Состав первых номеров журнала был своеобразен — в значительной своей части ориентирован на Запад.
Первый номер открывался очерком только что вернувшегося из эмиграции Алексея Толстого "Парижские олеографии". Прозу представляли перевод популярного французскогописателя Жоржа д’Эспарбеса — серия новелл "Лики революции" (имелась ввиду Великая Французская революция) и повесть "Серапиона" Николая Никитина.
Значительную часть отдела поэзии занимали переводыиз Хосе Марии Эредиа.
Был введен специальный раздел "За рубежом", в котором Майский из номера в номер публиковал свои международные обзоры.

Со второго номера началась публикация переводов Мандельштама из Барбье.
Публиковались переводы из Гейне, Верфеля, Эптона Синклера,и так далее.
С №4 густо пошли другие"Серапионы" — Николай Тихонов, Слонимский, Федин, Каверин...
В №5 появилась поэма Есенина "Песнь о великом походе".

С января 1927 года из номера в номер Тынянов публикует пророческий роман "Смерть Вазир - Мухтара".
В том же январе 1927 года другая публикация "Звезды" вызвала политический скандал. Но об этом позже…

Можно с уверенностью предположить, что суровая, а иногда трагическая судьба "Звезды" была предопределена обстоятельствами ее возникновения, ибо изначально по воле этих обстоятельствжурнал оказался в невольной оппозиции к Сталину, совершавшему в это время внутрипартийный переворот.

Сталин с его цепким взглядом и злой прагматической памятью, без всякого сомнения, помнил, что "Звезда", возникшая в подозрительном Ленинграде, была детищем культурной политикиТроцкого, Бухарина и сомнительного по своей позиции Луначарского.

 

В это время именно в Ленинграде формировалась антисталинская оппозиция и два главных (ответственных) редактора, сменившие Майского,оказались отнюдь не на стороне Сталина.
Георгий Ефимович Горбачев и Петр Григорьевич Петровский, руководившие "Звездой" четыре очень важных года, быликультурными деятелями, характерными для исторического момента.

Горбачев, родившийся в 1897 году, окончивший гимназию, учившийсяна историко-филологическом факультете Петербургского университета,ушел на фронт. В 1917 году решительно примкнул к большевикам, во время Гражданской войны на высоких комиссарских постах. Близко сошелся с Троцким. После войны счел нужным закончить университет.
Петровский родился в 1899 году, тоже окончил гимназию, но дальнейшее образование проходил на фронтах Гражданской войны — в свои 19-20 лет ответственный политработник и не менее ответственный военный чекист.
Оба пришли из армейской политноменклатуры, подотчетной Троцкому.
Это были "молодые волки", прошедшие войну и верившие в себя.
И оба ушли в антисталинскую оппозицию. Таков был всход "Звезды".

 

В мае 1926 года разразился громкий и опасный политический скандал после публикации в №5 "Нового Мира" повести Бориса Пильняка "Повесть о непогашенной луне". Это была история фактического убийства по приказу Сталина популярного в армии Фрунзе, сменившего Троцкого на посту главкома.
Политбюро оценило публикацию как "злостный контрреволюционный клеветнический выпад против ЦК и партии". Номер был изъят и переброшюрован.
Московский опыт не предостерег руководство ленинградского журнала.

 

В январе 1927 года в первом номере "Звезды"кроме "Смерти Вазир -Мухтара" напечатана была поэма Клюева "Деревня".
Эта публикация была оценена как "откровенная антисоветская декларацияозверевшего кулака".Поэма и в самом деле была не только антисоветская, но и угрожающая.
Номер был изъят.

Вспомним — это было время подъема "ленинградской оппозиции", когда некоторые ее участники ушли на нелегальное положение и занялись распространением антисталинских листовок.

 

Эти два политически напряженных года — 1927-й и 1928-й— время редакторства Петровского были богаты на звучные имена. Год открывался письмами Ленина к М. Горькому. А затем —Алексей Толстой, Тынянов, Эйхенбаум, Мандельштам, Пастернак, Пильняк (после скандала с "Новым Миром"!), Николай Тихонов, Федин, Каверин, Лавренев, Слонимский, Константин Вагинов с фрагментами романа "Козлиная песнь", весьма далекого от коммунистической идеологии, молодой Борис Корнилов...
Трудно сказать, что руководило двадцативосьмилетним военным чекистом, но Петровскому не откажешь не только в литературном вкусе, но и решительности.

В 1932 году он подписал самоубийственное обращение к партии неукротимого большевика Мартемьяна Рютина с призывом "устранить Сталина".

 

Через год — в мае 1933 года при другом ответственном редакторе — скромном литераторе Георгии Еремеевиче Белицком , — журнал предлагает читателям последнюю публикацию Мандельштама " Путешествие в Армению".


Неудивительно, что по числу репрессированных главных редакторов "Звезда" далеко обгоняет другие журналы…

Горбачев был расстрелян в 1937 году.
Петровский, пройдя пытки, тюрьмы и лагеря, получил свою пулю в 1941-м.
Белицкий занимал этот опасный пост с 1932-го по 1936-й, одновременно возглавляя сценарный отдел Ленфильма.
В 1937-м он был арестован и через год расстрелян по обвинению в "террористической деятельности" и "подрыве государственной промышленности и транспорта" (?!).

 

Сменивший его агрессивный марксист Анатолий Ефимович Горелов вскоре был арестован и отправлен в ссылку. Он уцелел — единственный из этой плеяды.

 

Затем сменилось несколько редакторов, пока в 1944 году переживший блокаду журнал не возглавил Виссарион Саянов, при котором в августе 1946 года не разразилась катастрофа, принесшая"Звезде" мировую известность.


При помощи верного Жданова Сталин сполнаотыгрался на подозрительном ленинградском издании, выбрав из авторов "Звезды" "первую леди" русской поэзии Анну Ахматову и народного любимца Зощенко.
Ахматова оказалась "взбесившейся барынькой", а боевой офицер, командир роты в Первую мировую, кавалер четырех орденов Зощенко "подонком и трусом".
Ни один журнал не подвергался такому яростному поношению, как "Звезда" в знаменитом августовскомпостановлении ЦК ВКП(б).

При этом убивать журнал Сталин не стал. Он оставил его как символ своего всевластия и предостережение всей послевоенной интеллигенции. И не только ей. Расправа со "Звездой" стала прологомнового периода кровавых репрессий и идеологической чистки...

 

В нашу задачу не входит написание полной биографии "Звезды". Нам важно показать здесь, как отразилось в этом безжалостно отполированном суровой эпохой зеркалепрошедшее столетие.
После нескольких десятилетийменее выразительного, но не бессмысленного существования,журнал с конца 1980-х годов продолжил ту миссию, к которой он волею обстоятельств был призван с момента своего возникновения.
Не только имена,возвращенные из насильственного забвения, имена лучших людей русской литературы в изгнании ( в том числе никогда не публиковавшиеся тексты), но и новые высоко значимые для нашей культуры имена появились на страницах "Звезды".

 

Именно в "Звезде" Солженицын опубликовал значительную часть "Красного колеса",начиная с первого романа "Август четырнадцатого" и заканчивая конспектом ненаписанных романов.

 

В том же 1990 году "Звезда" явила читателям воспоминания генерала Петра Григоренко.
Благодаря давним дружеским связям, не прерывавшимся в самые темные времена, постоянными авторами журнала стали Иосиф Бродский и Сергей Довлатов.

 

Имя Иосифа Бродского для журнала глубоко значимо. И отнюдь не только по причинам чисто человеческим.
Стихи Бродского, исследование его творческой работы, а после его ухода и сохранение памяти о нем, — одна из составляющих той гуманистической миссии, которую выполняет "Звезда" в российской культуре.
С девяностых годов выходят тематические номера, посвященные Бродскому и представляющие несомненную научную ценность.
Только в "Звезде" истинные ценители творчества Нобелевского лауреата могут прочитать важнейшие, но нигде более не опубликованныеего тексты, такие, как грандиозная "Столетняя война" (№1, 1997)и необходимый для понимания раннегоего периода "большое стихотворение" "Ручей" (№5, 2020)
 

"Звезда" приближается к своему столетию.
Она должна дойти до этого рубежа и перешагнуть его. И это будет важным свидетельством неистребимости русской культуры, ее неподвластности "бурям века", какими бы леденящими они ни были.
Жизнь идет, обстоятельства меняются. Но просвещенный читатель остается со своим журналом. И читателей этих сотни тысяч в интернете. И "Звезда" должна жить, чтобыпо великой отечественной традиции "сеять разумное, доброе, вечное".
 

Редакция журнала Звезда

https://zvezdaspb.ru/

Аукцион состоится 31 мая 2023. Регистрация: 17.30. Начало: 18.00 (МСК).

ПДФ-каталог - по ссылке

Каталог онлайн и участие - по ссылке

Заказ каталогов, телефонные торги, заочные биды, дополнительная информация: +7-499-404-12-12

Контакты для СМИ: 8-926-810-1835

Контакт для музеев: 8-967-214-04-44

Предисловие куратора
bottom of page